//landsthing.ucoz.ru/panel/?a=tmpl

Уния Святого Олафа

содружество военно-исторических клубов

Пятница
29.03.2024
16:38
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Кто же все-таки воевал? - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » город » Гильдия святого Луппа Солунского » Кто же все-таки воевал? (в период 1320-1360 гг.)
Кто же все-таки воевал?
UngersvenДата: Пятница, 29.01.2010, 14:37 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 0
Статус: Offline
Все мы знаем, что сословная, классовая и политическая система в Швеции рассматриваемого нами периода была другой, нежели во всей остальной Европе. Само собой это накладывало отпечаток на все стороны жизни, тем более на такие, как война.
Кто же был "воюющим сословием" в средневековой Швеции? Кто воевал реально и в каких случаях?
Предлагаю обсудить это в данной теме.

Рассмотрим Ландслаг (1350 г.)

Quote
Теперь [скажем], каким образом должны фрэльсисманы служить своему королю. Всякий человек, будь он рыцарь или свен, никого не исключая, который захочет, чтобы его имение было освобождено от налогов, должен иметь боевого коня [ценою] в сорок марок, или дороже, но пе дешевле, кроме того, боевое седло, добрый шлем и [доспехи], полностью защищающие и тело и ноги, ибо каждый добрый человек должен быть защищен.

Вот у нас и отмечено формирование воинского сословия: светкое фрельсе. Т.е. люди, которые обзаводились соответствующим вооружением и участвовали в походах. Они несли КОННУЮ службу, и боевой конь был обязательным атрибутом фрельсэ. Иными словами фрельсисман - аналог европейского рыцаря: он обладает землей(без нее не будет ни коня, ни оружия), и выступает на службу вооруженным.
Но в отличие от европейских рыцарей, как мы увидим далее, он вовсе не должен принадлежать к арситократическому роду.

Quote
Ежегодно на восьмой день после дня святого Петра (29 июня) должен происходить в Упсале смотр воинов всего Упсальского епископства, в Вестеросе — [всего] Вестеросского епископства, в Стрэнгнэсе — [всего] Сёдерманланда, в Эребру — Нерке, в Линчёпинге — Эстеръётланда, херада Чинд, херада Чует, Ведена, Гренны, херада Твета и Висингё , в Кальмаре — Кальмарского округа и Эланда, в Рюдахольме — Десяти херадов, в Фалькенберге — обоих Халландов, в Скаре — Вестеръётланда и Даларна, на (острове] Тингвалла — Вермланда.

§ 2. Может случиться так, что кто-нибудь из бондов захочет стать фрэльсисманом; тогда должен он приготовить к этому дню коня и оружие, дабы те, кои должны производить военные смотры от имени короля, убедились бы в его годности и узнали бы его доброе имя, проверили бы его боевого коня и оружие, и если он годен, [он может] приобрести фрэльсэ для [своего] имения, как сказано выше.

§ 3. Все фрэльсисманы должны являться на военный смотр, и каждый, будь он рыцарь или свен, должен иметь при себе свое оружие и сам сидеть на своем коне; он должен иметь такое оружие и такого коня, как сказано выше.

Т.е. сословие фрельсэ было открытым для входа. И в него можно было вступить в день смотра.

Quote
Далее, если фрэльсисман состарится или будет искалечен так, что сам не сможет нести службу, тогда он, лично, должен явиться с конем и полным вооружением на военный смотр перед теми, кто должен его производить от имени короля, и указать причину своего отказа от службы. Он должен иметь с собой одного человека, который будет служить вместо него; тогда то, кто руководит военным смотром, должны рассмотреть причину его отказа от службы и [решить] пригоден или пет для королевской службы тот человек, который должен служить вместо него. Вместо с ним может быть забракован и тот человек, который должен служить вместо него, тогда пусть он таким же образом возьмет вместо него другого.

§ 1. Может случиться, что какой-нибудь служилый человек искалечен старостью или болезнью и имеет одного или нескольких сыновей, которые служат другому человеку и не находятся повседневно в доме отца, тогда, если они не отделились от отца, но не иначе, отец может воспользоваться цх службой. В таком случае один из них должен ежегодно являться па военные смотры от имени отца, как сказано выше.

Далее, может случиться так, что какой-нибудь фрэльсисман захочет выйти из фрэльсэ; тогда он должен сделать это только во время военного смотра; и те, кто проводят военные смотры, должны проверить, на каком основании он [хочет] выйти из фрэльсэ, и он не сможет выйти из фрэльсэ без их разрешения.


Здесь мы видим как можно выйти из фрельсэ или сохранить его, не служа при этом самому лично.
В общем, фрельсэ это не "рыцарство" это налоговая льгота(очень сущетсвенная), даваемая в обмен на конно-оружного воина. И тут возникает вопрос: фрельсисман участовал на смотре и на войне в единственном числе или при нем еще была какая-то свита, и он таким образом образовывал не боевую, а тактическую единицу типа "рыцарского копья"?

Жду мнений, подкрепленных источниками.

Добавлено (29.01.2010, 14:37)
---------------------------------------------
По поводу контингетнов, которыми могли владеть аристократы и бонды вопрос также наболевший.

В Ландслаге есть такая статья:

Quote
Архиепископ должен ехать по стране к королю с сорока конями, епископ — с тридцатью конями, должностное лицо короля — с тридцатью конями и не более, рыцари или свены, члены королевского совета,— с двенадцатью конями каждый и не более, рыцари, не члены королевского совета, должны ехать с восьмью конями и не более, свены, равные по достоинству рыцарям,— с шестью конями и не более, меньшие люди, кои несут фрэльсовую службу [сами] за себя,— с тремя конями и не более, если это не военный поход; таким образом должны они ехать к королю. Каждый, кто нарушит это, пусть платит сорок марок штрафа, и пусть это будет королевский штраф.

Приведенная цитата только накладывает ограничения на количество свиты при перемещении по стране, чтобы, если кто-то решился совершить восстание или напасть на чьи-то владения внутри страны, он не смог пройти через всю страну с полным контингентом спокойно. Опять же, королевский двор в Швеции того периода был беден(сам король в столице сидел только часть года, остальное время он ездил по стране и "кормился") и мог вполне не прокормить те оравы, которые могли привести с собой "придворные", которые в Европах у двора именно кормились. Т.е. данная норма продиктована экономическими (чтоб двор не выедал все "пастбище" целиком) и политическими (чтоб двор был в безопасности) соображениями, но никак не характеризует реальное количество контингентов, которые могли иметь местные аристократы и не только.

 
ZorgusДата: Пятница, 29.01.2010, 23:58 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Ungersven)
Все мы знаем, что сословная, классовая и политическая система в Швеции рассматриваемого нами периода была другой, нежели во всей остальной Европе. Само собой это накладывало отпечаток на все стороны жизни, тем более на такие, как война.
Кто же был "воюющим сословием" в средневековой Швеции? Кто воевал реально и в каких случаях?

Юр,мне кажется,кто воевал РЕАЛЬНО и в каких конкретно случаях можно рассматривать только по конкретным хроникам конкретных военных событий(если там конечно указываются такие точные сведения).По ландслагу мы можем только судить о том,кто МОГ воевать,и получается действительно,что фрэльсе было открыто для всех,не зависимо от происхождения,была бы материальная возможность.

Quote (Ungersven)
И тут возникает вопрос: фрельсисман участовал на смотре и на войне в единственном числе или при нем еще была какая-то свита, и он таким образом образовывал не боевую, а тактическую единицу типа "рыцарского копья"?

Мне кажется,что человек,владеющий фрэльсе-САМ считался боевой единицей,что видно из приведенных текстов,но в реальности наличие определённой свиты наверняка имело место.По поводу "копья" что-то сомнительно,может кто побогаче и приводил своих людей,но ведь фрэльсе не требует этого,а следовательно,зачем например какому бонду победнее тащить на войну своих родственников??и еще по поводу свиты.заметь оговорку по количеству "если это не военный поход",т.е возможно в походе ограничений либо не было,что вероятнее,либо они были другими


Не суди,и не судим будешь!
 
HortgartДата: Суббота, 30.01.2010, 04:49 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
да была , пехота, была, хотя бы потому, что реально, конница в скандинавских странах далеко не везде была выгодна. Не забываем, что основным средством дальнего транспорта был не конь, а ладья. думаю соотношение пешие-конные было по крайней мере в русском приграничье, близко к Новгородским реалиям. И ополчение тоже никуда не делось, оно было заменено призывом в регулярную армию по принципу что призванного содержат его же соседи, только в 17 веке. Ледунг созывался еще в 16 веке во время восстания Вазы. Хотя это конечно уже не был ледунг времен викингов. как и в 14 веке, хотя по прежнему считали ополченцев по принципу корабельной команды, что впрочем, оправдано. Опять же, стоит вспомнить, что в конюшне замка Выборг, в начале 15 века, было всего 70 лошадей. а гарнизон был несколько больше. и не все лошади там стояли боевые, как минимум треть была хозяйственными. в Ландскроне вроде как вообще конницы не было. впрочем она просуществовала недолго. И это замки, которые подвергались реальным нападениям и удерживали сами неслабую территорию под контролем.
 
UngersvenДата: Суббота, 13.02.2010, 12:53 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 0
Статус: Offline
Как выяснилось, далеко за знаниями ходить не надо: в соседней теме лежит учебник Ковалевского, который худо-бедно освещает искомые вопросы.

Вот так обстояло дело на середину-конец 13 в. (т.е. до нашего периода) :

Quote
Военной силой короля была прежде всего его дружина (liþ). К сожалению, источники содержат лишь косвенные сведения о королевской дружине. В Эстъёталаге есть предписание о почетном штрафе королю, платившемся за убийство "человека короля" (konungx man). Там, между прочим, сказано, что сначала почетный штраф платился только в том случае, если он был убит на борту или на сходнях корабля или во время военного похода (207). Отсюда явствует, что под "человеком короля" подразумевается член его дружины. Предписания о почетном штрафе за убийство "человека короля" имеются также в Уппландслаге, Сёдерманналаге, Вестманналаге и Хельсингелаге (208). По-видимому, и там под "человеком короля" подразумевается королевский дружинник. В Уппландслаге, Сёдерманналаге и Вестманналаге предписания о ледунге начинаются словами: "Теперь призывает король liþ ok leþung" (Nu biuþaer kunungaer liþ ok leþung utt) (209). Обычно слова liþ и leþunger (er) понимают как синонимы, означающие военно-морское ополчение – ледунг (210). Однако, по мнению Э. Ерне, которое представляется обоснованным, это – отнюдь не синонимы: слово liþ означает здесь королевскую дружину, a leþunger (er) – военно-морское ополчение (211). В постановлении 1285 г., изданном в Шейпинге, король Магнус Биргерссон упоминает "наших людей" (warae maen), живших в Вермланде и в Вестеръётланде западнее озера Венерн, которых он, когда "приедет в ланд", может созвать на "сбор дружины" (liþstaempna) (212). Из приведенных источников, кажется, вытекает, что в королевской дружине служили жители разных ландов страны. Очевидно, дружинники были связаны с королем клятвой верности, и король в свою очередь обязан был оказывать им защиту и покровительство. Очевидно также, что король, как и феодалы, содержал свою дружину за свой счет. По-видимому, в королевской дружине имелись разные ранги и должности, но о них и их функциях ничего не известно. Неизвестна и численность королевской дружины.

Король также имел право созывать военно-морское ополчение – ледунг (leþunger er, в источниках на латыни expeditio). Об организации ледунга имеются сведения в областных законах, а также в некоторых других источниках. В ледунге обязаны были участвовать жители всех ландов-лагсаг Швеции, кроме Десяти херадов, Вестеръётланда, Вермланда и Даларна, т. е. (с юга на север) – лагсаг эстъётов, Эланда, Готланда, Сёдерманланда, Нерке, Вестманланда, уппландских фолькландов и Рудена, Хельсингланда и Аландских островов (213). Организация ледунга, судя по источникам, была различной в разных ландах.

Хельсинглад, Руден и Эланд делились, как говорилось выше, на "корабельные округа" – шиплаги. Каждый шиплаг, очевидно, обязан был выставить (снарядить и укомплектовать экипажем) один корабль для ледунга.

В фолькландах Уппланда, в Вестманланде и Сёдерманланде округом ледунга была хундари. Согласно Уппландслагу, "законный ледунг" был четыре корабля с хундари (214). Согласно Вестманналагу, "законный ледунг" был два корабля с хундари, и хундари делилась на два территориальных шиплага (215). В Сёдерманналаге не сказано, сколько кораблей должна была выставить хундари. Но из него, по нашему мнению, явствует, что в Сёдерманланде хундари была также шиплагом. Поэтому можно предположить, что в Сёдерманланде хундари обязана была выставлять только один корабль для ледунга (216).

В Эстъёталаге нет данных о ледунге. Но в одной грамоте 1288 г. епископа липчёпингского упоминаются "шняки херада" (haeraezsnekkior) (217). Отсюда следует, что в Эстеръётланде округом ледунга был херад. В собственно Эстеръётланде было 18 херадов. Из одного предписания Эстъёталага, где сказано, что один херад платил налоги и королю, и ярлу, а другой – только королю (218), Г. Хафстрём сделал весьма смелый вывод: он предположил, что шесть приморских херадов Эстеръётланда выставляли по два, а остальные по одному кораблю для ледунга (219). В ледунге также должны были участвовать входившие в лагсагу эстъётов "смоланды" – Мере, Амбюрд, Аспеланд, Тьюст, Севеде, Юдре и Кинда (220). Согласно одному документу 1385 г., в 1287 г. король Магнус Биргерссон освободил Тьюст от обязанности вооружать два корабля для ледунга (221). Г. Хафстрём предполагает, что остальные названные выше "смоланды" также обязаны были выставлять по два корабля для ледунга (222).

Совершенно неизвестно, сколько кораблей для ледунга должны были выставлять Нерке и Аландские острова. Г. Хафстрём предполагает, что в Нерке и на Аландских островах, делившихся на тридьунги, каждая тридьунг выставляла по четыре корабля (223).

Согласно "Саге о гутах", Готланд обязан был вооружать для ледунга семь шняк (224). Согласно грамоте короля Магнуса Биргерссона 1285 г., Готланд должен был выставлять "septem liburnarum" (225). Предполагают, что каждая из шести шеттунгов, на которые делился Готланд, выставляла по кораблю, а седьмой корабль вооружала городская община Висбю (226).

Известно, что из остальных шведских городов в ледунге участвовал Сёдерчёпинг. Однако его жители не обязаны были участвовать в "дальних" ледунгах (227). Неизвестно, сколько кораблей он вооружал.

По предположительным расчетам Г. Хафстрёма, шведский ледунг к концу XIII в. мог насчитывать 280 кораблей с экипажем до 28 тыс. человек (228). Хафстрём исходил из указанных выше предположений о числе кораблей, выставлявшихся ландами, о которых нет прямых данных в источниках, а также из предположения, что весь флот ледунга состоял из 40-весельных шняк с экипажем в 100 человек каждая. Однако его расчеты вызывают большие сомнения. В "Хронике Эрика" говорится, что в ледунге (skiphär), которым командовал маршал Торгиль Кнутссон (1300 г.), было "11 сотен кормчих" (XI hundradha styre men) (229), следовательно 1100 кораблей. Кроме того, из "Хроники Эрика" и Сёдерманналага явствует, что флот ледунга состоял из двух типов кораблей: шняк и скут (230). Из "Саги о гутах" видно, что шнякой (snaekkia) в упомянутой выше грамоте Биргера Маннуссона (liburna) называлось парусно-весельное судно (231). Весьма вероятно, что упоминаемый в Эстъёталаге 40-весельный корабль (skip fiaeþaertiughre sessu) (232) был такой шнякой. Известно, что в Дании и Норвегии в это время в ледунге использовались корабли примерно таких же размеров (233). Скутой (skuta) называлось парусно-весельное судно меньших размеров, с 6-16 парами весел (234). В грамоте 1309 г. герцоги Эрик и Вальдемар приказали жителям Тиундаланда привести к Стокгольму все корабли, "несущие более 20 человек" (naues... ultra. XX. homines portantes) (235). Кроме гребцов (hasaetae), на корабле находились воины, которые располагались на носу корабля и назывались stamboar – буквально "живущие на штевне" (236).

Строить корабли для флота ледунга обязаны были хундари, херады и шиплаги. В их строительстве принимали участие все жители: бонды-собственники, брюти и ландбу. Согласно Вестманналагу, разрешалось брать залог (nam) лишь в трех случаях: за королевские налоги и за строительство церкви или корабля (шняки) (237). Сёдерманналаг разрешал ландбу срубить в общинном лесу только три дуба: один для лодки или челна (eka), другой для починки шняки (til snaekkiu bonada), третий для строительства церкви (238). Из нескольких грамот-привилегий конца XIII в. явствует, что брюти и ландбу церквей и монастырей также обязаны были строить и ремонтировать корабли для ледунга (239). Если жители шиплага или соответствующей части хундари и херада не исполняли этой обязанности, они сообща платили штраф (очевидно, королю), который назывался aettargaeld (буквально "платеж рода") или snaekkiopenningar ("деньги за шняку") (240). Первый из этих терминов указывает на то, что первоначально вооружать корабль для ледунга должен был род (или несколько родов). Согласно Уппландслагу, где aettargaeld упоминается уже как постоянный налог, в Рудене каждый шиплаг платил в качестве aettargaeld 10 марок (241).

В Уппландслаге говорится о хундари и шиплагах, "откуда ледунг идет провизией и людьми", и о "других шиплагах и хундари", "откуда ледунг идет провизией, но не людьми" (242). В Сёдерманналаге также говорится о хундари или шиплагах, из которых "ледунг идет и провизией, и людьми", и о "других хундари и шиплагах", "которые освобождены от ледунга" (243). Следовательно, в Уппланде и Сёдерманланде в ледунге могли принимать участие не все хундари и шиплаги. В Уппланде некоторые хундари и шиплаги могли быть обязаны только поставлять провиант для кораблей, выставленных другими хундари и шиплагами. В Сёдерманланде некоторые хундари и шиплаги могли быть вообще освобождены от всякого участия в ледунге. Возможно, в Уппланде и Сёдерманланде хундари и шиплаги участвовали в ледунге поочередно.

В областных законах прямо не говорится, кто был обязан лично участвовать в ледунге. Согласно Уппландслагу, Сёдерманналагу и Хельсингелагу, в дозор (warþhald) на суше должны были назначаться только бонды и оседлые люди (bönder ok boandi maen), но не неоседлые (löska maen) (244). Очевидно, это правило относилось и к ледунгу (245). Как "оседлые" в ледунге обязаны были участвовать, вероятно, и ландбу. Но хусманы и наймиты как "неоседлые" в нем, видимо, не участвовали.

А вот и про оружие:

Quote

Участник ледунга должен был быть способным носить оружие. В Уппландслаге упоминаются "один настолько молодой и другой настолько старый, что он не в состоянии носить полное народное оружие (full folkwapn) и освобожден от налогов и податей" (246). Термин "человек, способный носить оружие" (vigher man), встречается в Уппландслаге, Хельсингелаге и Далалаге (247). В областных законах есть специальный термин "народное оружие" (folkvapn) (248). Согласно Хельсингелагу, каждый 18-летний мужчина, способный носить оружие, должен был иметь пять видов "народного оружия": меч или секиру, шлем, щит, кольчугу или панцирь и лук стремя дюжинами стрел (249). В Эстъёталаге упоминается лишь три вида "народного оружия": щит, меч и шлем, а в Сёдерманналаге – четыре; по-видимому, щит, меч, копье и шлем (250). Из одного места Уппландслага можно сделать вывод, что в ледунге должны были участвовать способные носить оружие мужчины начиная с 20-летнего возраста (251). На Готланде нести дозорную службу и платить все налоги обязан был каждый с 20-летнего возраста (252). Из источников можно сделать вывод, что в ледунге обязаны были участвовать все свободные оседлые способные носить оружие мужчины с 18-20-летнего возраста. Из одного предписания Вестманналага видно, что в ледунге мог также участвовать несвободный фостре, имевший двор и скотину (253). Но это предписание возникло, по-видимому, позднее, в XIV в. (254). Согласно Хельсингелагу, всякий, кто не являлся по боевому приказу о ледунге (буквально "отплытии" – utroþ) или защите ланда (landvaern), карался штрафом в три марки, половину которого получал король, а другую – шиплаг (255).

Еще про участников:

Quote
В ледунге, кроме крестьян, бондов-собственников и ландбу, принимали участие также знатные и служилые люди короля. В "Хронике Эрика" рассказывается, что в ледунге, который под командованием ярла Биргера отплыл в Финляндию (в 1249 г.), были рыцари, "подобные рыцарям", а также бонды и служилые люди (bade riddare ok riddare like swa ok bönder oc tiänistomen) (256). Из Эстъёталага можно сделать вывод, что некоторые господа участвовали в ледунге на своих собственных боевых кораблях (257). Из Уппландслага и Сёдерманналага явствует, что в ледунге (очевидно на собственных кораблях) принимали участие и епископы (258). В "Новгородской первой летописи" рассказывается, что в шведском флоте из 60 шняк, который в 1142 г. захватил три торговых корабля на пути в Новгород, был епископ. Из "Софийской первой летописи" явствует, что в Невской битве в 1240 г. участвовали шведские епископы ("бискупи"), один из которых был убит (259).

Только мне представляется, что правоверно будет называть корабли не "шняками", а "шнеками"(потому что snaekkia, а "ae" читается как "э"). Кроме того, возможно, епископы присутствовали при указанной битве и и случайно попали под горячую руку наших пращуров. "Участвовали в битве" это как-то для священослужителя не того... опустим всяких human priest(clerick) 80 lvl wink

Про частоту использования и смысл:

Quote
Король имел право созывать ледунг ежегодно. Приказ о созыве ледунга объявлялся на ландстингах в начале февраля. Корабли должны были быть готовы к отплытию к троице (279). Ледунг созывался для походов за границы королевства. Король сам определял длительность (и очевидно направление) похода (280). Он мог предводительствовать ледунгом лично или назначить предводителя ледунга (281). Если какой-нибудь корабль ледунга возвращался из похода до того, как все получали на это разрешение, он "лишался своей поездки" и должен был вернуть полученный для похода провиант, а также заплатить (по-видимому, королю) 40 марок (282). Во время похода, как только флот ледунга выходил "за укрепления и дозоры" (utaen warþ ok waku), на кораблях начинало действовать особое "право ледунга" (roþae raetter). Если кто-нибудь совершал какое-нибудь правонарушение, оно каралось двойными штрафами по сравнению с законами его лагсаги и требовалось вдвое меньше клятв и свидетельств для обвинения или оправдания. Дело разбирали члены экипажа корабля под председательством стюримана. Штрафы делились на три части между стюриманом, истцом и "всеми гребцами" (283). Согласно "праву ледунга" Сёдерманналага, если ледунгом командовал лично король или его заместитель и кто-нибудь убивал или тяжело ранил другого участника ледунга, он должен был заплатить королю особый штраф в 40 марок за нарушение "королевского мира" (284). По-видимому, "право ледунга" возникло еще в эпоху викингов (285).

Quote
Жители ландов, входивших в организацию ледунга, обязаны были также исполнять дозорную службу (warþhald) на морском побережье в случае угрозы вражеского нападения. Как уже говорилось, дозорную службу должны были исполнять только бонды и "оседлые люди", но не неоседлые и не женщины. Согласно Хельсингелагу, система охраны побережья состояла из двух сторожевых линий: "горного дозора" (baergwarþer) и "берегового дозора" (naesiwarþer), а согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, – из трех сторожевых линий: "наружного", или "шхерного, дозора" (utwarþer, bötiswarþer), "внутреннего", или "берегового, дозора" (inwarþer, straudae warþer) и "деревенского дозора" (byae warþer) (286). За уклонение от дозорной службы или нерадивость в дозоре виновные подвергались штрафам. Величина этих штрафов в разных лагсагах была различной. По Хельсингелагу за уклонение от участия в дозоре виновный платил штраф в три марки, делившийся пополам между королем и шиплагом (287). Согласно Уппландслагу, за уклонение от участия в "деревенском дозоре" виновный платил штраф в три эре, за уклонение от "берегового дозора" – штраф в три марки королю, шиплагу и участникам дозора, а за уклонение от "шхерного дозора" – штраф в шесть марок только королю (288). По Сёдерманналагу за уклонение от "деревенского дозора" платился штраф в три эре (по-видимому, также жителям деревни), за уклонение от "внутреннего дозора" – штраф в шесть эре участникам дозора и за уклонение от "внешнего дозора" – штраф в три марки королю, шиплагу и участникам дозора (289). "Законные причины" неучастия в дозоре могли быть следующими: 1) если человек был болен или ранен, 2) если у него умер родственник, 3) если он был вызван к королю, 4) если у него случился пожар, 5) "если он идет по следу за своим скотом" (290).

В Хельсингелаге сказано, что жители Умео и Бюгдео и более северных районов "должны защищать свой ланд дома" (291), т. е. они не должны были участвовать в ледунге. По-видимому, жители лагсаг, не входивших в организацию ледунга, т. е. лагсаг Десяти херадов, вестъётов, Вермланда и Даларна, также должны были "защищать свой ланд дома". В одном место "Младшего" Вестъёталага упоминается "господин ланда" (Lanz haerra), который "послал им приказ защищать ланд" (hauer þem buþ saent land at uaeriae) (292). Но в источниках нет сведений об организации такой обороны. Можно предположить, что она была организована примерно так, как охрана побережья в ландах, участвовавших в ледунге. По-видимому, ополчениями ландов-лагсаг командовали лагманы (293), а ополчениями херадов – херадсхёвдинги.

Для справки: Хельсингланд на самом севере тогдашней Швеции: с востока - Балтийское море и Финляндия(до нее там ближе всего), с Запада - горная гряда (с горой Кебнекайсе) и немножко Норвегии, на севере - уже конец света. Воевать там реально не с кем.

Добавлено (04.02.2010, 12:11)
---------------------------------------------
А вот извольте почитать уже про более близкие к нам времена:

Quote
Во второй половине XIII – первой половине XIV в. радикально изменились вооруженные силы, на которые опиралась королевская власть. Уже в первой половине XIII в. короли в борьбе с непокорными феодалами опирались главным образом на королевскую дружину и дружины своих вассалов – епископов и светских феодалов. В этой борьбе короли, очевидно, не могли опираться на ополчение-ледунг. Во-первых, ледунг собирался по обычаю в определенные сроки летом для похода за границу или для защиты от внешнего нападения. Во-вторых, феодалы обычно занимали в ледунге командные посты (стюриманов и т. п.). В-третьих, ополчение-ледунг состояло в основном из легко вооруженных пеших бондов и было мало боеспособно по сравнению с профессиональными тяжеловооруженными конными дружинниками феодалов. Наконец, для подавления народных масс ополчение-ледунг было еще менее пригодно. Упоминавшееся выше восстание бондов Уппланда в 1247 г. опиралось, по-видимому, именно на организацию ледунга.

Таким образом,как это часто случалось в шведской истории, "за что боролись на то и напоролись".
Подготовленное и относительно военизированное вооруженное население было выучено самостоятельно и оперативно собираться в конкретных пунктах. Иными словами, получилась совершенно неконтролируемая из "центра" мощная вооруженная сила.
Тем более, что такая армия не могла в случае чего выполнять полицейские функции, поскольку подчинялась королю отнюдь не во всем, плюс собрать ее не к установленной дате и не по формальному поводу ( такой повод - нападение извне, остальное только в установленные дни) было сложно. Да и против "самих же себя", таких же бондов из соседней лагсаги, они врядли стали бы воевать: родственные связи... и вообще проблемы неповиновения де юре должны решаться в процессуальном порядке, а это долго и не гарантирует быстрого успеха, как физическая сила.
И вот правящие верхи осознают, что нужна более контролируемая, исполнительная и оперативно действующая военная сила, причем нужны гарантии всех этих полезных свойств.

Quote
Для укрепления своей власти еще в первой половине XIII в. короли стали строить в разных ландах страны укрепленные замки, в которых располагались постоянные гарнизоны. Во второй половине XIII в. они стали создавать наемное войско из иноземных, датских и главным образом немецких, профессиональных воинов – рыцарей и солдат. Но наемное войско стоило слишком дорого и не могло быть многочисленным. Так, в 1275 г. во время борьбы с королем Вальдемаром Биргерссоном его братья Магнус и Эрик наняли у датского короля 100 воинов (С. armatos cum omni bellico apparatu) за 6 тыс. марок чистого серебра и один замок в залог по его выбору, за содержание которого они обещали ежегодно платить тысячу марок (480). В упоминавшейся выше грамоте к жителям Хельсингланда король объяснял взимание чрезвычайных налогов войнами и необходимостью оплачивать большое войско (481). В декабре 1309 г. герцоги Эрик и Вальдемар Магнуссоны наложили на Тиундаланд и Аттундаланд чрезвычайный налог, мотивируя его необходимостью заплатить наемникам – иноземным рыцарям и оруженосцам (stipendiariis, videlicet, militibus et armigeris extraneis) (482). Иностранные рыцари получали в Швеции также земельные владения (483). Это вызывало недовольство шведских феодалов. Поэтому королевская власть стремилась создать собственное феодальное конное войско.

Т.е. в качестве гарантии верности и эфективности могли служить прежде всего деньги. Но денег как всегда не хватало. Заметьте, что на 6 тыс. марок и замок в залог в придачу наняли только 100 воинов. Плюс, нехватка денег побуждает повышать налоги, а это чревато восстаниями. Итого порочный круг восстание-наемники(деньги)-восстание стал ясен во всей своей непривлекательности. Отмечу, что данные метания пришлись на 1310-е гг., т.е. опять ДО нашей эпохи.

Quote
Около 1280 г. Магнус Биргерссон постановлением в Альснё создал в Швеции военно-феодальное сословие фрэльсе. Все лица, несшие конную военную службу королю, его брату герцогу Бенгту, епископам и светским феодалам, а также их брюти и ландбу были освобождены от всех постоянных налогов (484). Таким образом было создано феодальное конное ополчение, состоявшее из дружин духовных и светских феодалов. Ни численность, ни вооружение этих дружин не устанавливались (485). Король не имел контроля над феодальным ополчением и, как показали события первых двух десятилетий XIV в., не всегда мог на него положиться. Поэтому король Магнус Эрикссон создал новую организацию ополчения фрэльсе постановлением в Телье в 1345 г. (486), основные положения которого затем были включены в Ландслаг Магнуса Эрикссона.

Как альтернатива неудобному "народному" ледунгу и чересчур затратным наемникам начало закладываться светское фрельсе.
Потом был Ландслаг, в котором кроме всего прочего были урегулированым конкрентизированы вопросы службы и служилых людей. (см. первые посты)

И вот к чему все это привело:

Quote
Военная реформа Магнуса Эрикссона создала контролируемое королем феодальное конное ополчение. По сравнению с ополчением-ледунгом, являвшимся общенародным ополчением, в котором участвовали и бонды, и феодалы, это были "особые отряды вооруженных людей". Но ополчение-ледунг все-таки еще созывалось во время войн с Новгородом в 1293, 1300 и 1323 гг. (494). Хотя по законам оно должно было созываться для походов за границу, герцоги Эрик и Вальдемар использовали его в междоусобной борьбе с королем Биргером Магнуссоном, как явствует из одного источника. 31 октября 1309 г. в грамоте к жителям Туиндаланда они приказали, чтобы один человек от каждой хамны с конем и оружием днем и ночью был готов выступить по их приказу (495). Но к середине XIV в. ледунг-ополчение, очевидно, окончательно сыграло свою роль. В Ландслаге Магнуса Эрикссона оно уже вообще не упоминается. Следует добавить, что по сравнению с ледунгом ополчение фрэльсисманов имело для королевской власти один существенный недостаток. Как говорилось выше, король имел право посылать ледунг за границу и на любой срок. Фрэльсисманов же он мог посылать в поход за границу только с их согласия (496). Переход военного дела в руки дворянства привел к тому, что Ландслаг Магнуса Эрикссона запретил всем, кроме служилых людей и дружинников, носить меч, кинжал и даже охотничий нож.

Кстати, интересно, где в Ландслаге запреты на ношение оружия? Я не нашел. А вы?

Про тех, кто воевал на Готланде:

Quote
Особое, фактически полусамостоятельное, положение в Шведском королевстве занимал в изучаемое время Готланд. Согласно "Саге о гутах", гуты еще во времена язычества (т. е. самое позднее в начале XI в.) добровольно подчинились власти короля свеев, заключив с ним следующий договор. Гуты ежегодно обязаны были платить дань в 60 марок серебром – королю (40 марок) и ярлу (20 марок) свеев. За это они имели право беспошлинно и без всяких ограничений торговать во всех владениях короля свеев. Король свеев обязан был оказывать гутам военную помощь по их требованию (588). Вероятно, с середины XII в. (589) гуты обязались также участвовать в шведском ледунге с семью шняками в течение восьми недель. Однако они обязаны были участвовать лишь в походах "против языческих стран, но не против христианских", т. е. практически – только в походах в Финляндию, Прибалтику и Карелию. При этом гуты имели право свободного выбора: или идти в поход, или заплатить на следующий год королю свеев в качестве ледунгсламе по 40 марок пеннингов за шняку т. е. всего 280 марок пеннингов (590). С 1285 г., по новому договору, заключенному между гутами и королем Магнусом Биргерссоном, гуты обязались платить королю свеев ледунгсламе ежегодно вместе с данью как постоянный налог (591). Король Биргер Магнуссон пытался повысить эти налоги. С 1313 г. гуты обязаны были платить дань в 110 марок серебром и ледунгсламе в 90 марок серебром (592). Но в 1320 г. при малолетнем короле Магнусе Эрикссоне была восстановлена прежняя величина дани и ледунгсламе с Готланда (593).

Добавлено (13.02.2010, 12:53)
---------------------------------------------
В общем, с ледунгом худо-бедно разобрались. На наше время он почти не собирался, и "военные" свободы типа ношения оружия у уфрельсэ и т.п. упразднены.(или будут упразднены в 1350-м году).
Т.е. в итоге официально осталось только фрельсэ. А фрельсэ - это с конем. Ну, как минимум по закону. (В реале, наверное, вполне мог и без коня обойтись все время кроме смотра.)
И снова встает вопрос: вел ли фрельсэ с собой еще кого-нибудь, и на какой праве он его вел.

ЗЫ:
Вовсе не факт, что фрельсэ, обязанный иметь коня, всегда воевал строго конным. Средневековая война многозадачна и родов войск на тот момент еще на сформировалось. Таким образом, он воевал скорее всего так и в таком качестве, насколько этого требовала обстановка.

Чем больше углубляюсь в проблему, тем больше белых пятен.

Сообщение отредактировал Ungersven - Четверг, 04.02.2010, 16:33
 
HortgartДата: Понедельник, 15.02.2010, 10:24 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
таки я почему-то думаю. что в организации войска было что-то общее с тем как это делали в Новгородской земле. ну и очень напоминает еще по организации поместное дворянство Руси века 16. то есть по возможности в поле и в море воевало фрельсе, но города тоже были обязаны выставлять по требованию ополчение, ну и в случае защиты городов и замков там практически все свободные были военнообязанными. И шведы почему-то много пишут про развитую у них в средневековье тактику оборонительной засечной и партизанской войны с применением пеших арбалетчиков.
кстати возможно что часть фрельсов была ездящей пехотой которая перемещалась на лошадях а дралась пешком. ничего необычного в этом я для средневековья не вижу.
 
UngersvenДата: Понедельник, 22.03.2010, 11:09 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Hortgart)
И шведы почему-то много пишут про развитую у них в средневековье тактику оборонительной засечной и партизанской войны с применением пеших арбалетчиков.

Где про это можно почитать? кроме "Мен-эт-армс"...

Добавлено (22.03.2010, 11:09)
---------------------------------------------
Товарищи реконструкторы, тема вообще кого-то беспокоит? wink

Сообщение отредактировал Ungersven - Понедельник, 22.03.2010, 11:10
 
Форум » город » Гильдия святого Луппа Солунского » Кто же все-таки воевал? (в период 1320-1360 гг.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz