Здесь изложены основные принципы испытания знанием, которое используют наши клубы, восстанавливая материальную культуру жителей Скандинавии периода правления последних Фолькунгов и последних Северных Крестовых походов (1320-1360). Этот документ является основой для дальнейшего обсуждения и дополнения. Основная идея испытания знанием состоит в том, что занимающийся исторической реконструкцией человек должен иметь определенные познания о том, чем он занимается. Так или иначе, но одна из целей (неосознанных многими) занятий исторической реконструкцией/моделированием есть повышение глубины исторических познаний.
Для начала следует изложить суть понятии «историческая реконструкция». Историческая реконструкция (ИР) - это процесс и результат воссоздания предмета или целого комплекса предметов материальной культуры на основе адекватных исторических источников - археологических, изобразительных, письменных (нарративных), а также из материалов и по технологиям свойственным изучаемому периоду и региону.
Испытание знанием состоит из нескольких составляющих частей: знание материальной культуры интересующего региона, знание истории региона и личной легенды, способность обосновать реконструируемый комплекс (костюм, доспехи, аксессуары).
Проводящие испытания, не собирается заниматься «заваливанием» испытуемого, однако каверзные вопросы неминуемо будут задаваться с целью проверки не столько знаний конкретных фактов, сколько понимания исторического процесса. Требования в целом идентичны для каждой из различных иерархических лестниц и не зависят от пола испытуемого.
Ну, а теперь перейдем к существу дела.
Личная легенда.
Личная легенда предполагает, прежде всего, четкое представление человека о том, что и кого он делает. С некоторой точки зрения, именно на основании легенды человек начинает конструировать свой личный комплекс
В процессе исторической реконструкции каждый отдельно взятый человек нашего времени воссоздает отдельно взятого человека того времени и места, которым он занимается.
Для того чтобы правильно это сделать для начала надо четко сформулировать образ этого человека, назовем его «субъект реконструкции».
Что же входит в понятие субъект реконструкции?
1. Имя
2. Время проживания
3. Социальный статус
4. Вероисповедание
5. Регион проживания
Разработку личной легенды можно рассматривать как процесс "жизни" человека внутри своего клуба или Унии в целом. Несмотря на это, считается в целом бессмысленным "придумывание" родичей, маритальных (жена\муж) связей и т.п., по меньшей мере, для использования в легенде кроме особо оговоренных случаев, к примеру если личную легенду представляет семейная пара или реальные родственники.
Под легендой может пониматься вполне привычная фраза: "Я занимаюсь реконструкцией лично свободного жителя Халланда середины 14 века". Необходимо заметить, что подобная сжатая формулировка неминуемо повлечет за собой некоторые дополнительные вопросы.
Личная легенда оказывает непосредственное влияние на круг вопросов, которые могут быть заданы испытуемым. В частности, если человек заявляет, что он ходил в военный или торговый поход из Эстерготланда до Кексгольма, то вопросы, сообразно претендуемой ступени, могут быть заданы по любому из регионов, охваченных легендой.
Приблизительная тематика для испытания знанием.
Не фрельсовые сословия
Все мужчины не фрельсовых сословий могут иметь в легенде как мирную составляющую (фермер/купец/ремесленник) так и военную (ополченец/наемник/крестоносец/солдат духовно-рыцарского ордена)
1 ступень.
Лично свободный Бонд \ремесленник\ небогатая девушка (женщина)\ с доходом около 4 марок серебра в год
Необходимо знать:
• личная этническая и территориальная привязка;
• минимальные знания о социальной системе моделируемой территории
• Основные сведения о реконструируемом ремесле или хозяйстве средневековой скандинавской деревни.
вопросы типа: как зовут короля? что ты сажаешь в огороде? И т.п.
2 ступень.
Бонд /хозяйка двора \мелкий купец \ ремесленник \ профессиональный наемник в гарнизоне \ или жена/дочь/сестра такового \ с доходом от 8 марок серебра в год
Необходимо знать:
- личная этническая и территориальная привязка;
- социальная структура моделируемого поселения;
- этническая характеристика моделируемого поселения;
- минимальные географические познания об округе.
3 ступень.
Богатый бонд/ бюргер/хозяйка хутора или усадьбы/ с доходом от 12 марок серебра в год
Необходимо знать:
- личная этническая и территориальная привязка;
- социальная структура моделируемого поселения;
- этническая характеристика моделируемого поселения;
- минимальные географические познания об округе.
Все нефрельсовые сословия кроме случая участия в крестовом походе или личного наемничества вряд ли участвовали в дальних военных походах, так как лично вели свое хозяйство.
Фрельсовые сословия
1 ступень
Свен/оруженосец/ воин из свиты рыцаря/ или жена/дочь/сестра такового. Мог участвовать в сборе дани с язычников и военных действиях.
Необходимо знать:
- личная этническая и территориальная привязка;
- социальная структура моделируемого поселения и ближайшей округи;
- этническая структура поселения и ближайшей округи;
- географические знания ближайшей округи;
- экономическая характеристика ближайшей округи.
2 ступень.
Риттер/хозяйка поместья.
Состоятельный рыцарь или жена/сестра/дочь такового. Мог возглавлять отряд по сбору дани или военное подразделение. Мог участвовать в дальних походах.
Необходимо знать:
- личная этническая и территориальная привязка;
- социальная структура общества;
- этническая структура поселения и округи (ближней и удаленной);
- географическое знание ближней и дальней округи;
- экономическая характеристика ближней и дальней округи;
- базовые знания юридических норм скандинавского средневековья;
- знание особенностей военного дела в описанных в личной легенде регионах.
3 ступень.
Знатный рыцарь/королевский чиновник/фогт/ хозяйка владений/знатная дама.
Предводитель группы людей. Максимально вероятное участие в сборе дани, дальних военных походах как руководителя подразделения или участие в дипломатических миссиях. В случае если это знатная женщина – она может иметь личного военного представителя (родственника или наемника), несущего за нее военную службу.
Необходимо знать:
- личная этническая и территориальная привязка;
- социальная структура общества;
- этнические познания по ойкумене (какие племена, где проживают, каковы социальные характеристики);
- экономические познания по ойкумене (основные занятия различных регионов, торговые центры и т.п.);
- географические знания ойкумены (генеральные и локальные транспортные артерии, торговые пути, пороги, характеристика транспортных средств);
- военное дело (виды и формы построений, тактика и стратегия боевых действий, фортификация и устройство военного лагеря ); в случае знатной дамы за неё на эти вопросы может ответить ее военный представитель.
- законодательные нормы;
- нормы поведения и морали;
- религиозные и идеологические нормы;
- знания о регионах и правителях сообразно легенде.
Знание истории и материальной культуры региона.
Комплекс вопросов для проверки знаний материальной культуры и истории интересующего региона расширяется и усложняется в зависимости от занимаемой ступени иерархической лестницы. Каждый член Унии в зависимости от занимаемой ступени иерархической лестницы должен обладать определенной глубиной познания. При этом основной идеей является допущение, что вместе с повышением статуса человек получал более широкие возможности по расширению своего знания об окружающем мире.
Личный комплекс.
Обоснование личного реконструируемого комплекса в значительной степени опирается на личную легенду и регион моделирования. При обосновании личного комплекса испытуемый должен быть способным САМОСТОЯТЕЛЬНО определить (и знать!) степень историчности любого предмета из личного комплекса. Кроме того, человек должен быть способен обосновать его территориальное и хронологическое происхождение для использования в реконструируемом/моделируемом комплексе; и, тем самым, продемонстрировать знания по материальной культуре региона. Наличие в комплексе чужеродных хронологически или территориально предметов, которые не могут быть убедительно обоснованы, может быть причиной неудовлетворительного результата на испытании знанием.
В идеале желательно, чтобы у человека была на руках ЛИЧНАЯ подборка материалов по собственному комплексу: рисунки вещей-оригиналов, полноценные ссылки на издания, из которых черпалась информация.
Пример личной легенды
Мужская легенда
1. Имя – Николас Алексон
2. Примерный год проживания - родился в 1302 сейчас 25 лет, то есть 1327 год
3. Социальный статус: пеший наемник из Эстерготланда на службе у коменданта замка Або в Финляндии.
4. Вероисповедание - Католик
5. Место проживания Финляндия, Замок Або, казарма.
Женская легенда
1. Имя – фру Тала Свендоттир
2. Примерный год проживания - родилась в 1324 сейчас 20 лет, то есть 1344 год
3. Социальный статус: дочь торговца железом Свена Йонсона
4. Вероисповедание - Католичка
5. Место проживания Стокгольм, площадь Сторторгет.
Еще пример
1. Имя – Тайсто Варпа
2. Примерный год проживания - родился в 1320 сейчас 40лет, то есть 1360 год
3. Социальный статус: свободный фермер и рыбак, платит дань наместнику Выборга.
4. Вероисповедание – номинально крещеный в православие язычник.
5. Место проживания Карелия, деревня на берегу Выборгского залива.