http://landsthing.ucoz.ru/panel/?a=tmpl

Уния Святого Олафа

содружество военно-исторических клубов

Четверг
29.06.2017
17:13
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Финны 14 века... - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » город » Дом портного » Финны 14 века...
Финны 14 века...
OrmДата: Среда, 21.07.2010, 16:47 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Доброго времени суток,решил заняться реконструкцией финн 13-14 века,но к сожелению по костюму нашел очень мало,буду очень благодарен если кто-то поделится какой-нибудь информацией на эту тему
 
MikhaelДата: Четверг, 22.07.2010, 00:45 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Доброго! Очень замечательно решение заняться реконструкцией wink но надо бы определить каким именно направлением, а то как бы фины 13-14 века имеют просто огромную временную и территориальную разницу. Определитесь с конкретным промежутком времени (желательно не более 40 лет разницы) и местом реконструкции, замком, к примеру, какого-нибудь, ну или для начала хотя бы географического направления

Бугурт ставит перед каждым бойцом сложную, философскую проблему выбора. Подхваченный водоворотом событий, вертящийся в стремительном калейдоскопе боя, человек должен собраться с духом, познать себя и немедля дать ответ на вопрос:кого бы ёбнуть?
 
HortgartДата: Четверг, 22.07.2010, 10:44 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
Миш, финны в замках не жили. за них это делали либо скандинавы, либо русские. Основная масса, 95%, финнов - это деревенские жители, крестьяне, рыбаки и охотники.

Финны довольно рано появились на исторической арене. Задолго до нашей эры в некоторой части лесной полосы Восточной Европы обитали финноугорские племена. Племена селились в основном по берегам крупных рек. Редкая заселенность лесной полосы Восточной Европы, ее равнинный характер, обилие мощных рек благоприятствовали передвижению населения. Большую роль играли промысловые (охотничьи, рыболовные и др.) сезонные поездки, покрывавшие тысячекилометровые расстояния, поэтому не удивительно, что древняя финноугорская речь была очень сходна на больших расстояниях. Многие группы принимали финноугорскую речь взамен какой-либо иной, особенно если эти группы имели особый хозяйственный уклад. Таковы, например, предки саамов (лопарей), оленеводов-кочевников. У таких групп финноугорская речь обзаводилась исключительными особенностями. К I тыс. до н.э. произошло стягивание части финноугорского населения к берегам Балтийского моря, между Финским и Рижским заливами. Проживание на одной и той же территории, выравнивало речь и противопоставляло ее речи внутренних частей Восточной Европы. Вырабатывалась особая разновидность финноугорской речи – древняя прибалтийско-финская речь, которая стала противостоять другим разновидностям финноугорской речи – саамской, мордовской, марийской, пермской (коми-удмуртской), угорской (мансийско-хантыйской-мадьярской). Историковеды выделяют четыре основных племени, которые повлияли на становление финской народности. Это Suomi, Hame, Vepsa, Vatja.

Племя Suomi (Сумь - по-русски) обосновалось на юго-западе современной Финляндии. Местопребывания этого племени было удобно в торговом отношении: здесь сливались воды Ботнического и Финского заливов. Племя Hame (по-русски Ямь или Емь или тавасты расположились у системы озер, откуда текут реки Кокемяенйоки (в Ботнический залив) и Кюминйоки (в Финский залив). Место пребывания этого племени было тоже удобно: близко были и Ботнический и Финский заливы, к тому же внутреннее положение обеспечивало довольно надежную защиту. Позднее к концу 1 тыс. н.э., у северо-западного и северного побережья Ладожского озера, обосновалось племя Karjala (по-русски Карела). Место этого племени имело свои удобства: в то время, кроме пути по Неве, был и другой путь из Финского залива в Ладожское озеро – через современный Выборгский залив, ряд мелких рек и река Вуокси, и Корела контролировала этот путь; к тому же положение в некотором отдалении от Финского залива обеспечивало довольно надежную защиту от нападения с запада. У юго-восточного побережья Ладожского озера, в углу между Волховом и Свирью, обосновалось племя Vepsa (по-русски Весь). Расположение этого племени позволяло контролировать торговлю в волжском и заволоцком направлениях. (Заволочьем называлась территория в бассейнах рек, стекающихся в Белое море).

К югу от 60 гр. с. ш. сформировалось племя Vatja, по-русски Водь (в углу между Чудским озером и восточной частью Финского залива), несколько эстонских племен и племя Liivi, по-русски Ливы (по побережьям Рижского залива).

Племена, населяющие Финляндию, задолго до расселения по русской равнине восточно-славянских племен, занимали земли по среднему течению Волги, под общим именем суоми (сумь), разделялись на две главные ветви: карелы – более на севере и тавасты (или тав-эсты, как они назывались по-шведски, а по-фински hame) - южнее. На северо-западе от Волги до самой Скандинавии кочевали лопари, которые некогда занимали всю Финляндию. Впоследствии после ряда передвижений, карелы поселились по Онежскому и Ладожскому озерам и далее на запад вглубь страны, тогда как тавасты осели по южным берегам этих озер, отчасти же водворились на запад достигнув Балтийского моря. Теснимые Литвою и славянами, тавасты перешли в нынешнюю Финляндию, отодвинув к северу лопарей [1, с. 9-12].

К концу 1 тыс. н.э. восточные славяне укрепились у озера Ильменя и Псковского. проторив «путь из варяг в греки». Возникают доисторические города Новгород и Ладога и заводятся торговые связи с варягами и другими западными странами. На севере, в Новгороде, создался узел связей между культурой восточных славян и западными культурами. Новое положение вещей вызывает подъем торговли, подъем торговли – освоение прибалтийским финнами новых северных территорий. Родо-племенной быт в среде прибалтийских финнов в это время разлагался. В некоторых местах слали образовываться смешанные племена, например Волховская Чудь, в ней преобладали элементы Веси, но было много выходцев из других прибалтийско-финских племен. Из западно-финляндских племен особенно сильно расселились Ямь. Выходцы из ями спустились по реке Кокемяенйоки к Ботническому заливу и с реки развили энергичную деятельность в северном направлении. Особенную известность получило деятельность так называемых квенов или Kainuu (каян), которые в конце 1 тыс. н.э. стали хозяйничать у северной части Ботнического залива.

Начинаются сношения Руси с финнами. В X веке южные берега Ладожского озера, Невы и Финского залива, населенные народами финского племени чудь были покорены русскими. Около XI столетия сын Ярослава Мудрого Владимир присоединил тавастов (1042 г.). Новгородцы принуждают карел платить дань. Затем в 1227 году карелы приняли христианство от русского православного духовенства. В прибалтийско-финские языки устремились восточно-славянские заимствования. Все христианские термины во всех прибалтийско-финских языках восточно-славянского происхождения.

Летописцы утверждают, что в образовании Русского государства принимали участие и славяно-русские племена и финские. Чудь жила одной жизнью с ильменскими славянами; она принимала участие в призвании Рюрика и других варяжских князей. Финны, населявшие Русскую равнину, селились большей частью с славяно-русскими племенами.

К XII веку Скандинавия стала христианской, и с этого времи – первый раз в 1157 году при Эрике IX Святом - начинаются крестовые походы шведов в Финляндию, приведшие к ее завоеванию и политическому слиянию со Швецией. Первый поход утвердил за Швецией юго-западный угол Финляндии, который они называли Нюландией. Вскоре начались столкновения шведов с новгородцами на территории финляндского полуострова за религиозное преобладание. Уже при Папе Иннокентии III в Финляндию был послан первый католический епископ Фома. Благодаря ему в Финляндии водворился римский католицизм. Между тем на востоке прощло всеобщее крещение карел. Что бы обеспечить свои пределы от распространения папской власти, новгородцы предприняли большой поход в глубь Финляндии под предводительством князя Ярослава Всеволдовича и покорили всю местность. Шведы в ответ на это, по требованию папы Григория IX пошли на саму Новгородскую область, воспользовавшись тяжелыми временами для Руси (монголо-татарское иго) и заручившись поддержкой у Литвы и Ливонского ордена. Во главе шведов стоял ярл (первый сановник) Биргер с епископами и духовенством, новгородцами же предводительствовал молодой князь Александр Ярославович. В битве при устье Ижоры, а затем на льду Чудского озера в 1240 и 1241 годах шведы были разбиты, а князь Новгородский стал называться Невский.

Вступив, в качестве зятя короля, в управление Швецией, Биргер в 1249 году покорил земли тавастов (Тавастландию) и построил крепость Тавастборг в качестве оплота против новгородцев и карелы. Но Александр Невский предпринял новый поход вглубь Финляндии на северные ее окраины. В 1252 году им был заключен договор о границах с норвежским королем Гаконом II, но не долго.

В середине XII века сложилось резкое противостояние двух сильных северных государств – России и Швеции. Россия к этому времени успела приобрести сильнейшее влияние на всех заселенных прибалтийскими финнами территориях. В середине XII века Швеция покорила территорию Суми. Ямь оказалась в фарватере шведской военной политики. Карела, борясь против шведского наступления, вошла в союз с Россией, а затем в состав Российского государства. В результате упорных боев шведы в 1293 году военный министр Швеции Торкель Кнутсон отвоевал у новгородцев юго-западную Карелию и построил там крепость Выборг. Напротив, что бы сохранить свое влияние на Карелию, укрепили город Карелу (Кегсгольм) и при истоках Невы, но острове Ореховом заложили крепость Орешек (Шлиссельбург, по-шведски Нотеборг). Здесь 12 августа 1323 года новгородским князем Юрием Даниловичем с малолетним королем шведским Магнусом был впервые заключен мирный договор, определивший точно границы Руси со Швецией. Швеции уступили часть русской Карелии. Ореховский договор был очень важен, потому что служил юридическим основанием исконности русских прав на восточную часть Финляндии. В XIV веке он был три раза подтвержден и на него ссылались до конца XVI века. По данному соглашению граница начиналась на реке Сестре, шла к реке Вуокси, а там круто поворачивала на северо-запад к северной части Ботнического залива. В границах Швеции оказались Сумь, Ямь, и две группы Карелы: карелы поселившиеся у Выборга и карелы поселившиеся в районе озера Сайма. Остальные группы Карелы остались в границах России. По шведской стороне на этнической основе Суми, Ями и двух групп Карела стал формироваться финский – суоми народ. Свое название этот народ получил по Суоми, которая играла роль передового племени – на ее территории находиться главный город тогдашней Финляндии – Турку (Або). В XVI веке в среде финнов-суоми возникло явление, которое особенно содействовало объединению разнородных этнических элементов – литературный финский язык.

от маня - статья не шибко объективная, хотя бы потому что Биргера не было в Невском походе.

 
HortgartДата: Четверг, 22.07.2010, 11:05 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
но в связи с этим стоит определиться каких именно финнов вы хотите делать. Рыбак с Выборгского залива не чета горожанину из Турку или жителю Чудского конца из Новгорода, хотя они все они и говорят на одном примерно языке. плюс те и другие номинально - либо православные либо католики. это для средних веков - большая разница. а вот 100 лет разницы 13-14 век для финнов, не так давно вышедших из позднекаменного века, не настолько важно. как показыает этнография. многие вещи в культуре и в остьных моментах народного быта оставались практически неизменными до 17-19 веков у всех финно-угров и только насильственная колонизация, насильственная русификация или онемечивание смогли с этим что-то сделать. например при Екатерине Втрой чтобы заставить восставшую мордву отказаться от язычества, было убито до 50% мордовцев из народов эрзя и мокша и запрещен их родной язык. иначе они еще долго бы жили точно так же как и их предки, ничего особо не меняя.
это не значит что я одобряю геноцид, это про то что традиции у финно-угорских народов очень древние и очень прочные, поэтому многое как и в случае с русью имеет смысл смотреть в фольклоре до 19 века включительно.

кстати "русси" у финнов - это до сих пор очень крепкое ругательство, русских финны не любят, у них вообще бытовой национализм в почете. приличным словом для обозначения русских служит словосочетание "венелайне", примерно переводящееся как "лодочники"

 
HortgartДата: Четверг, 22.07.2010, 11:08 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
если всерьез будет интересно заниматься историией финнов, я могу дать контакты Микко Хаанена, руководителя отделения Школы Меча в Лапееранте, он тоже занимается в том числе и реконструкцией финнов с 11 по 15 век.
 
ВоеводаДата: Суббота, 24.07.2010, 11:33 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Барон, напиши пожалуйста название статьи, которую ты цитируешь.

А на каждой фотографии на документы как бы между прочим стоит человек с табличкой "Уния Святого Олафа". :о)))
 
Арм_БатДата: Четверг, 09.12.2010, 18:52 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Господа, я в отчаянии! Я не могу найти даже малейшего намёка на хоть какое нибудь описание описание костюма ни горожанина Турку, ни чего другого. Как же быть, какой костюм шить?
 
BrandДата: Воскресенье, 12.12.2010, 22:41 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
Мы с той же проблеммой столкнулись. Шьемся по Карлсону - котта из Крагелунга, Ронберга и Бокстена. Кстати по Турку, 60% населения было заезжими немцами уже в конце13 - начеле 14 века, тоже повод к размышлению.

Virtus ariete forlior - Доблесть сильнее тарана(лат.)
 
Арм_БатДата: Понедельник, 13.12.2010, 23:21 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Нашёл описание лапландцев. Можно ли их костюм рекоструировать?

Добавлено (13.12.2010, 23:21)
---------------------------------------------

Сообщение отредактировал Арм_Бат - Понедельник, 13.12.2010, 23:22
 
BrandДата: Понедельник, 13.12.2010, 23:22 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
Теоритически можно, хотя Лапландия это значительно севернее Турку, там одежда по идее должна была быть еще более старомодной, но как это будет на практике по меньшей мере интересно.

Virtus ariete forlior - Доблесть сильнее тарана(лат.)

Сообщение отредактировал Brand - Понедельник, 13.12.2010, 23:26
 
Арм_БатДата: Понедельник, 13.12.2010, 23:28 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
На самом деле вся проблема с лапландцами в том, что одежда у них из оленьих шкур. Ещё бы лет 10 назат для меня это не составило бы особой продлемы но теперь... smile

Добавлено (13.12.2010, 23:28)
---------------------------------------------
В исторических источниках лапландцы впервые появляются одетыми в шкуры животных, которые давала им охота, и, прежде всего на северных оленей. Можно почти не сомневаться в том, что именно шкура северного оленя дала им первую элементарную одежду.

Вплоть до недавнего времени лапландцы центральных и южных районов сохраняли в одежде куртку из кожи северного оленя (известную как свалтъя) для летнего ношения. На севере они использовали старую кожу с отверстием в центре для головы и поясом, державшим ее с боков. В результате это мало чем отличалось от южноамериканского пончо.

Современная одежда включает в себя головной убор, который меняется в зависимости от места проживания, куртку практически единого образца во всей Лапландии, и штаны, сужающиеся в районе икр. Большинство исследователей согласны в том, что эта одежда – средневековая по духу, с определенным влиянием викингов в декоративных ее чертах.

Куртка обычно называется гак-те (в некоторых северных районах – колтё). Это разновидность куртки, доходящая до бедер (если ее носят женщины, она опускается ниже колен). К ней прилагается кожаный пояс, украшенный большими металлическими дисками. Он почти всегда синего цвета, хотя красный и белый также можно иногда встретить в норвежской Финляндии. В древние времена белый цвет полагался для женской праздничной одежды. На севере куртка немного открыта в районе шеи. В других местах, среди шведских лесных лапландцев и жителей района Йоккмокка, она может быть полностью открытой у мужчин, но не у женщин. Мужчины могут также носить ее с полужестким воротником. Теперь он исчез из женской одежды, хотя одно время женщины носили также и его. Привлекательной и интересной частью лапландской одежды являются разноцветные ленточки или оплетки желтого и красного цветов, которые носят вокруг шеи, запястий и на плечах. Они также образуют кайму куртки.

Рис. 37. Лапландские куртки: слева тип без воротника; справа тип, одно время представлявший широко распространенную моду, но теперь менее популярный.

Было бы интересно знать, действительно ли эти декоративные черты происходят от средневековой одежды, или же они пришли к лапландцам от таких прибрежных арктических народов, как самоеды, якуты, тунгусы, чукчи, айны, эскимосы и др. Тот факт, что их чаще можно встретить в северных районах, говорит в пользу последнего предположения. Изучение одежды у этих народов показывает, что они в одинаковой мере любят яркие цвета, что делает человека заметным на большом расстоянии на фоне снега. Монголы также знали практическую ценность яркого цвета. Их кулат – голубого цвета, и он поразительно похож на лапландский гак-те.

Костюм айнов, который очень похож на костюм лапландцев, имеет свои особые признаки, особенно в районе шеи, спины и в нижней части рукавов и подола. Декоративным мотивом часто является стилизованная медвежья голова. Иногда им покрывается весь костюм. Жорж Монтандон привез часть костюма из Пиратори, в котором повторяются те же мотивы, которые были обнаружены на плащах северо-западных американских индейцев. Кроме того, с Курильских островов он же привез костюм во всем, вплоть до окраски, похожий на одежду, которую носят лапландцы.

Рис. 38. Куртка айнов: слева показан вид сзади, справа – вид спереди.

Одно время под гак-те лапландцы носили одеяние, называвшееся лии-ва; позже его вытеснил современный жилет или фланелевая рубашка. Но лии-ва, иногда изготовленную с какой-нибудь блестящей мишурой, до сих пор носят в некоторых южных районах по случаю особых событий.

Штаны – бук-са – из шкуры оленя, узкие и могут покрывать ступни. Раньше лапландские женщины носили их, как и мужчины; но в настоящее время, особенно на юге, они предпочитают модели скандинавских женщин и носят длинные синие платья. Лапландские штаны были приняты скандинавскими народами, когда те стали использовать лыжи, поскольку штаны очень подходят для ношения в заснеженных местах. Лапландцы использовали кожу или тканевые обмотки, плотно привязывая их к икрам, для того чтобы снег не попадал в обувь.

Обувью были своего рода бескаблучные мокасины, называемые габмагаки. Они делались из трех кусков кожи оленя, сшитых вместе шнурком, полученным из его сухожилий. Нижняя и верхняя части стыкуются в изогнутом носке спереди на манер восточных шлепанцев и некоторых средневековых типов обуви. Возможно, однако, что этот изогнутый носок служил вполне определенной цели – чтобы облегчить прикрепление лыж. Этой точки зрения придерживаются такие авторитетные ученые, как Манкер и Элгстром. По их мнению, для зимней обуви лапландцы предпочитали использовать кожу, взятую с ног северных оленей, однако подошва могла делаться из кожи, снятой с черепа, что легко распознать по толщине шерсти. Обувь эта чрезвычайно прочная. Лапландцы открыли также способ сделать подошву абсолютно водонепроницаемой. Кочевники в горах вырезают в обуви круглое отверстие, которое закрывают кольцом из твердой кожи. Она не может растягиваться, и, когда во время ходьбы на нее надавливает вес, кожа вокруг этого места натягивается, в результате подошва становится тугой и водонепроницаемой.

 
ХэлдарДата: Вторник, 18.01.2011, 17:17 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
недавно заинтересовался финнами, не могу не поделиться найденным. Человек из Skjoldehamn, как таковое - ранятина, НО, по технике исполнения не уступает Бокстенскому человеку, поэтому считаю интересным вариантом для выполнения. В описании статьи есть датировка, выкройки, фотографии и пример реконструкции.
http://slav-sokol.flybb.ru/topic91.html


At kveldi skal dag leyfa,
konu, er brennd er,
mæki, er reyndr er,
mey, er gefin er,
ís, er yfir kemr,
öl, er drukkit er."
 
BrandДата: Вторник, 18.01.2011, 20:48 | Сообщение # 13
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо за ссыль весьма интересно, особенно понравилось, что возможная датировка от 1000 до 1210 года, то есть это уже 13 век.

Virtus ariete forlior - Доблесть сильнее тарана(лат.)
 
ХэлдарДата: Вторник, 18.01.2011, 22:34 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
у меня есть подозрение, что эта одежда вообще претерпевала не так много изменений.. все-же, стоит проконсультироваться с коренным финном - Микко Хаанена.. плюс, по возможности, найти карельскую и норвежскую этнографию.
я конечно не кандидат наук еще, но... финны как племена , попавшие под индоевропейскую ассимиляцию в раннем средневековье и живущие с ними бок о бок, могли перенимать крой костюма своих соседей, при этом сохраняя этнические украшения. то есть при разработке костюма финно-угра, я бы делал основной акцент на сохранившиеся археологические элементы - кольца, пряжки, подвески, фибулы и тд, они были бы более точным этническим индикатором, чем одежда, тем более, как мы видим на миниатюрах 13 и 14 веков, европейцы, придерживались примерно одной моды в выкройках - длинные рубашки и чулки, позже - обилие пуговиц и приталенность, а региональные различия в моде относительно выкроек появляются ближе к 15 веку, однако почти до 16 века сохраняются общие модные тенденции. однако, находки одежды из Гренландии совпадают с одеждой, изображенной на миниатюрах Англии и Германии.
вывод я предлагаю такой - одежда была максимально близка европейской, а основным различием были характерные декоративные элементы.


At kveldi skal dag leyfa,
konu, er brennd er,
mæki, er reyndr er,
mey, er gefin er,
ís, er yfir kemr,
öl, er drukkit er."
 
BrandДата: Среда, 19.01.2011, 21:53 | Сообщение # 15
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
Немного не по теме, но относится к финнам:

27 August 1249 - Lyon. Pope Innocentius IV's Letter of Protection to Confessors of Christian Faith in Finland

Bishop Innocentius, God's servants' servant, salutes his venerable brother bishop and his beloved sons the clergy and people of Finland with an apostolic benediction. The sacrosanct Church of Rome has the habit of loving its pious and humble sons more than ... protecting them like a pious mother in her safe protection. Therefore, my beloved sons, we gracefully assent to your justified requests and like ever-remembered Pope Gregorius, our predecessor, we take you and the diocese of Finland under St. Peter's and our protection, which we confirm by this letter. Let no man be allowed to infringe the honest protection by this letter or raise arrogantly a hand against it. In case someone tries to attempt this, he will see him falling under the indignation of the almighty God and St. Peter and Paul, your Apostles. Given in Lyon, August 27, on the seventh year of our papacy.

Source: Registrum Ecclesiæ Aboensis - Åbo Domkyrka Svartbok, ed. R. Hausen 1890.


Virtus ariete forlior - Доблесть сильнее тарана(лат.)
 
Форум » город » Дом портного » Финны 14 века...
Страница 1 из 212»
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz